Число тех, кто не собирается вкладывать, превысило количество планирующих траты. Среди причин — неблагоприятные экономические условия, низкая рентабельность компаний, снижение или стагнация спроса на продукцию, объяснили предприниматели. Процент приостановивших инвестиции фирм наверняка еще выше, и это значит, что малый бизнес находится на грани выживания, считают эксперты.

Тормоз для инвестиций
54% малых и средних компаний не планируют инвестировать в 2020 году, следует из индекса RSBI — исследования бизнес-настроений сектора МСП.  Это на 5 п.п. больше, чем было зафиксировано в опросе 2019 года: тогда от планов вкладывать средства в бизнес воздержалось 49% предприятий.

Основной причиной отказа от инвестиций в 2020 году стали неблагоприятные экономические условия: они помешали 47% предпринимателей. На низкую рентабельность бизнеса сослалась треть опрошенных, а четверть бизнесменов заявила об уменьшении или стагнации спроса на их продукцию. 24% респондентов пожаловались, что не могут прогнозировать отдачу от инвестиций, а 15% сообщили, что стоимость вложений превышает их прибыльность. 

В то же время каждый пятый предприниматель отметил, что доволен масштабом своего бизнеса и необходимости в инвестициях нет. А 6% опрошенных признались в недостатке квалификации и знаний для того, чтобы делать вложения. 46% компаний все-таки собираются инвестировать в развитие, а более половины из них планирует увеличить размер вложений по сравнению с прошлым годом, говорится в исследовании. Треть, впрочем, оставит их на прежнем уровне, а 9% — сократит.

Главными драйверами инвестирования для МСП стали возможность привлечь новых клиентов — это актуально для 52% планирующих вложения, а также укрепить и сохранить позиции на рынке — в пользу этого высказались 47 и 44% респондентов соответственно. Вкладываться в бизнес предпринимателей мотивируют также возможность увеличить спрос (32%) и развить новые направления деятельности компании (27%). В то же время 15% предпринимателей к инвестициям мотивируют благоприятные экономические условия для компании, а 11% — уход с рынка конкурентов.

Чтобы достичь целей, бизнес в первую очередь собирается вкладывать в закупку и обновление оборудования, техники, а также транспорта — сделать это планирует почти половина опрошенных. На поиск новых партнеров инвестиции направят 43%, а на рекламу и маркетинг — треть предпринимателей.

Наименьшей популярностью пользуются вложения в развитие экспорта за границу: только 6% компаний будут это делать. Увеличение поставок за рубеж в секторе МСП — одна из целей профильного нацпроекта: планируется, что к 2024 году доля малых и средних предприятий в объеме несырьевого экспорта составит 10%.

По последним данным, внешнеэкономическую деятельность ведут менее 1% российских предприятий малого и среднего бизнеса, заявил вице-президент Российского экспортного центра Алексей Кожевников. Если в 2020 году половина компаний МСП действительно инвестируют в свой бизнес, а 6% из них вложатся в развитие поставок за рубеж, это даст серьезный прирост. Впрочем, в развитых странах свою продукцию на экспорт отправляют 10–15% компаний МСП, отметил он.

Источниками финансирования предприниматели чаще всего называли средства компании (52%) и личные деньги собственников бизнеса (49%), а также банковские кредиты (20%), следует из опроса. И только 7% высказались в пользу государственных субсидий и грантов. 

Дальше — хуже
Уже в январе предприниматели начали предчувствовать приближение экономической нестабильности и кризиса.  Индикаторами были снижение курса рубля и цен на энергоносители. С учетом негативных событий последнего времени малый бизнес продолжит сокращать вложения и в дальнейшем, прогнозируют эксперты.

Если больше половины малых предпринимателей не решают эти вопросы — значит, они сконцентрированы на проблеме выживания.

Источник: iz.ru

 Рекомендательный сервис поиска товаров и услуг