"Война на уничтожение". К 75-ти летию Победы в Великой Отечественной войне!

Весной известный русский журналист Вера Кузьмина пригласила меня принять участие в съемках фильма

о Сталинградской битве, да и о войне. Я специально не стал выкладывать отзыв на него и сам фильм 9 Мая. Он просто бы утонул в бренчащим потоках открыток «С 9 Мая!». День Победы, конечно же праздник, скорбим мы 22 июня. Но все же, что то мы стали терять в праздновании. Увешиваться георгиевскими ленточками, без меры. «Бессмертный полк», замечательное мероприятие! Туда начали загонять по разнорядке. Исчезает личное отношение к празднику. Оно еще есть у меня и у тех, кто учился в советской школе, просто мы последнее поколение, которое видело ветеранов здоровыми и крепкими мужиками. Мы начали Днем Победы отгораживаться от всего остального, как козырьком фуражки от солнца. Где ветераны Афганистана, что с ними? За что они воевали? Покажите мне хотя бы один адекватный художественный фильм про Чечню, про обе войны. Мне сказали, что существует негласный запрет на такие съемки, чтобы не раскачивать лодку. Плохо. Как бы на этой идеологической лодке не потонуть.

А День Победы величайший праздник не только в советской, да и в русской истории. Мы снимали его на большой территории от Спартановки, до Лысой горы, от Вертячего до элеватора. И вот примета времени, огромные горы мусора на Лысой горе. Мы не старались развенчивать героев. Славы хватит на всех. Просто когда будете смотреть подумайте, что чувствовал танкист Петр Шлепин, сгорая заживо в танке на пороге собственного дома; или излом старшего лейтананта Михаила Полякова, приказавшего расстрелять парламентёров из числа мирных жителей.

Очень много не вошло в фильм. Но по-моему и этого хватит, чтобы хотя бы чуть-чуть ощутить дыхание той войны. Войны на уничтожение.

«Привычно патокой пролиты речи.
Во рту оскомина от слов елейных.
По-царски нам на сгорбленные плечи
Добавлен груз медалей юбилейных.
Торжественно, так приторно-слащаво,
Аж по щекам из глаз струится влага.
И думаешь, зачем им наша слава?
На кой... им наша бывшая отвага?
Безмолвно время мудро и устало
С трудом рубцует раны, но не беды.
На пиджаке в коллекции металла
Ещё одна медаль ко Дню Победы.
А было время, радовался грузу
И боль потерь превозмогая горько,
Кричал «Служу Советскому Союзу!»,
Когда винтили орден к гимнастёрке.
Сейчас всё гладко, как поверхность хляби.
Равны в пределах нынешней морали
И те, кто блядовали в дальнем штабе,
И те, кто в танках заживо сгорали»

Ион Деген. Советский танкист-ас. 1925-2017

Наша цель не развенчивание героев, даже не поднятие на щит новых. Славы хватит на всех. Новых героев нет и не будет. Война окончилась. Но волею судеб, а часто и волею людей, в тень оказалось уведена огромная масса событий, людей, которые внесли подчас краеугольный камень в здание победы на Волге, а значит и в ход истории человечества. О них наш рассказ.

Лысая гора. Высота 146,0. Характерный случай – забытое сражение у Лысой горы. Это вообще типично для Сталинградской битвы, которую упростили, сделали одномерной и свели грандиозную, сложную и многоплановую битву к нескольким географическим объектам Мамаев Курган, Дом Павлова. Ну, мельница Гергардта. Все. Вернемся к Лысой горе. По хорошему, Лысая гора такая же главная высота России как и Мамаев Курган. Просто потому, что здесь легло больше народу и бои не переставая кипели здесь всю фазу боев в городе. Для сравнения в ноябре 1942 г., Мамаев Курган, был относительно спокойным местом, под контролем немцем. Почему Лысую гору подвергли забвению? Причин несколько. Главная из них, та, что весь подвиг 64 армии под командованием Шумилова, предпочли обойти стороной, отдав почти все лавры 62 армии Чуйкову. Шумилов не написал мемуаров, был в сложных отношениях с Чуйковым, вот, как результат, целый пласт важнейших событий предпочли отодвинуть подальше.

Элеватор. То же самое. В Волгограде стоит памятник воинам-морякам с 92 стр. бригады, которые сражались за него, помимо остатков 10 стр. бригады, но сам эпизод боя за высоченное, господствующее над городом здание, из общеизвестной истории Сталинграда немного выпадает. Почему? Потому что придется рассказать о судьбе командиров 92 стр. бригады. После ожесточенных боев от бригады осталось 90 человек, и 300 человек раненых. Командир и комиссар бригады Тарасов и Андреев без приказа отвели штаб на остров, вместе с ними от причальной стенки переправились вплавь около 70 человек. За самовольный перенос штаба Тарасов и Андреев были по приказу Чуйкова расстреляны. Оправдано ли это? с позиции сегодняшнего дня, наверное, нет. Бригада объективно была разгромлена, исчерпав возможности к сопротивлению, предел прочности есть даже у стальной балки. Но тогда так вопрос не ставился. Важно было показать армии, что город будут держать любой, подчеркиваю любой ценой. И держали. Пусть и такой ценой.

Вертячий. В фильме показан небольшой эпизод про концлагерь и про гибель местного жителя Петра Шлепина, танкиста, который прорвался на своём танке и погиб можно сказать на пороге своего дома. Он неизвестен. Совсем. Он внес свой вклад в войну. Небольшой. Все, что у него было. Свою жизнь. Но Вертячий знаковое место, и заслуживает отдельного рассказа. Мясорубка у Вертячего также осталась в тени боев за Сталинград. Между тем, боям у хутора командарм 65 армии Батов посвятил целую главу, столько же, сколько форсированию Вест-Одера. Именно у Вертячего был создан плацдарм, с которого 23 августа немцы рванулись к Сталинграду и за один день достигли его, к вечеру того же дня. Оборонявшиеся по периметру 98 стрелковая дивизия была развеяна в пыль, через неделю в сборном пункте удалось собрать только около 600 человек без матчасти. В этот же день состоялась варварская бомбардировка Сталинграда, в ходе которой по разным оценкам погибло от 40 до 80 тысяч мирных жителей. Вот кстати еще один миф. По распространенному мнению бомбардировка произошла одномоментно. На самом деле это не так. VIII авиакорпус фон Рихтгофена ровнял город неделю. Этим и объясняется огромное количество жертв. В ноябре 1942 г., Вертячий брали уже наши войска примерно по тем же операционным линиям, что и немцы в августе. Противник при помощи рабского труда местных жителей успел превратить хутор, по выражению Батова в «зону смерти».

Бои группы Горохова. Мы снимали на месте событий, но к сожалению, в фильм этот отрезок не вошел. А между тем это забытое сражение на месте сегодняшнего микрорайона Спартановка носит ключевой характер для всей сталинградской эпопеи. Бои здесь продолжались весь период сражения за город. До конца ноября 1942 г., бои велись в полном окружении, люди Горохова воевали прижатые спиной к Волге. Это было предано забвению. Ну осталась разве что улица Гороховцев на Спартановке. А между тем остров Горохова буквально спас город, намертво приковав к себе 16 танковую дивизию, на всю фазу боев. Если бы люди Горохова не устояли, 16 танковая дивизия получает полную свободу действий, и начинает сматывать жидкую линию фронта с севера на юг. Падение заводов и переправ, вопрос весьма короткого времени.

Горохов устоял. 16 танковая медленно, но верно превращалась в развалины. Почему же про гороховцев забыли? Очень просто – конфликт Горохова и Чуйкова. Дело в том, что Горохов, предпочитал решать все вопросы напрямую со штабом Сталинградского фронта, через голову Чуйкова. Командующего 62 армией это дико раздражало. Хотя действия Горохова обуславливались объективными обстоятельствами. 62 армия ничем не могла им помочь, истекая кровью, и вытянувшись тонкой нитью вдоль реки. Местами, нить была рваная и немцы вышли к Волге. Но конфликт имел место. Ни в коем случае не в претензии к Чуйкову.

В условиях страшной битвы, постоянного висения на волоске, когда в одном строю действуют такие круто сваренные характеры как например тот же Чуйков и Горохов, конфликты, и подчас весьма острые неизбежны. И не только у нас. По ту сторону фронта примеров тоже хватает. Но оборотной стороной таких вещей, стало то, что люди не по своей были искусственно преданы забвению. Возможно ли этого избежать? Наверное нет. И поэтому во многих случаях, сейчас на основе документов заново пишется история той великой войны.

Почему же, все таки Сталинградская битва была столь упрощена? Один из ответов, это что, поневоле произошла привязка к значимым географическим объектам, как например тот же Мамаев Курган. Одно из главных сражений – мясорубка по линии Котлубань-Самофаловка, произошедшее в сентябре 1942 г., было задвинуто в тень не только по причине огромных потерь советской стороны, но и по причине арены самого сражения. Голая степь к северу от Сталинграда. Разъезд 584 км., упоминался до фронтовых сводок включительно. В начале сентября важно было любой ценой развернуть ударные части Паулюса от города, а именно 9 – батальонные пехотные дивизии и танковый корпус.

Северное крыло сталинградского фронта было брошено на неподавленную оборону противника, рекогносцировка проведена не была, не у всех командиров были даже карты местности. 7 танковый корпус Ротмистрова был выкошен почти полностью и утратил боеспособность. Жесточайшее сражение кипело почти весь сентябрь. Соотношение потерь не в нашу пользу впечатляло, а вернее ужасало. Цели наступление не достигло, ударным группировкам не удалось прорваться в город и отрезать «городские части» Паулюса, но и Паулюс успеха не достиг, вынужденный исключить из боев за город крупные силы и держать их на фланге. И тем не менее символом сражения на Волге эти бои не стали. Да и вообще про них мало кто знает. Голая степь, отсутствие видимого успеха, только одна из причин. Другая причина, это что поневоле крупные события упрощаются. Наша цель в фильме «Война на уничтожение», была показать, что все было гораздо сложнее и страшнее.

Константин Симонов написал, что никогда не забудет тот взгляд, которым их проводил в конце августа зам.командующего Сталинградским фронтом Голиков. Симонов с группой журналистов покидал город. И Голиков и Симонов понимали, что очень скоро здесь будет ад. Журналисты уезжали, а военные, которым предстояло сойтись в смертельном бою с сильным и умелым противником, оставались. Паровому катку армии Паулюса, да и всего вермахта предстояло сломаться здесь. Но до этого надо было еще дожить. И тот взгляд, которым смотрел Голиков на покидающих город журналистов, вполне относится и к нам, ныне живущим.

Кто знает, может этим фильмом, «Война на уничтожение», мы немного реабилитировались от беспамятства навязанного или искреннего, уже неважно. Мы старались. По-моему, получилось.

Антон Щепетнов. Волгоград

Авторские статьи