Подготовка грамотных кадров - путь устойчивого развития страны

Эту формулировку И.В.Сталин ввёл в политическую жизнь ещё в годы индустриализации Советской державы. Так предельно ёмко была сформулирована сущность руководства обществом, равно как и подбор и расстановка кадров. 

Моя хорошая знакомая Татьяна Паклинская написала книгу про подготовку кадров в СССР. На фоне сегодняшнего засилья западных школ и методик этот труд выглядит уникальным и востребованным. Меня всегда привлекала сфера HR, сфера на стыке психологии и бизнеса, поэтому я вставлю свои скромные 5 евроцентов по поводу этой монографии. Что меня подкупило. В книге нет мотивационных вставок в стиле Тони Роббинса.

Книга предельно материалистична и механистична, много цифр, что логично. Как говорил выдающиеся психолог М. Литвак: «Нет цифры нет достижения». Проблема сегодняшнего дня, на мой взгляд, что с ростом и монетизацией т.н. «soft skills», собственно сам результат в граммах (кг, рублях, штуках) зачастую отходит на второй план.

Большевики, как написано в книге поступали в строго в духе материализма – если научный работник оставшиеся в институте на кафедре, в течении пяти лет не давал результат (совершал открытие), он тут же отправлялся на производство. Когда это правило забыли после войны, это стало одной из причин деградации советской интеллигенции и научного сектора.

Все помнят рязановские фильмы про советские научные институты НИИфига и НИИчего. Я обратил внимание на обилие в книге собственно обучения и распределения именно рабочих профессий, и полное отсутствие работников сфера услуг. Это интересно. Отчасти это связано с индустриализацией и надвигающиеся войной, в том что придется воевать с начала 30-х руководство страны прекрасно знало, отчасти это связано с общей философией советского строя и борьбой с элементами «сладкой жизни». Тем не менее люди занятые в сфере услуг представляют собой промежуточный слой между интеллигенцией и производством, также сфера услуг это достаточно серьезный социальный лифт, как минимум в материальном плане.

Однако с СССР это было полностью проигнорировано, что и привело к такому затору, когда с родного завода практически никуда нельзя было вырваться, а ПТУ стало ассоциироваться скажем так, с определенным интеллектуальным уровнем (издевательская поговорка тех лет ПТУ – помоги тупому устроиться). Я это понял, только когда увидел выкладки Татьяны в книге. Сейчас пришёл другой перекос, а именно крен в сторону услуг, офисных работников, фрилансеров, и колоссальный недостаток квалифицированных рабочих рук. Те, кто занимался набором персонала на производстве поймут меня с лета. Отсюда и многие социальные проблемы – рабочие руки замещаются мигрантами, со всеми вытекающими, неустроенность т.н. «креативного класса», которое, по сути, делать ничего в жизни не умеет и многие другие выходящие за рамки данной статьи вещи.

И что важно, я прочитав книгу Татьяны в очередной раз уяснил, что обучение, HR достаточно строгая наука, именно наука, со своими методиками, алгоритмами и опять же цифрами. Софт скиллс во многом вторично в данном плане. Софт скиллс важно в межличностном общении и деловом коммуницировании, а в условиях поточного набора и обучения персонала на первый план выходят совсем другие понятия, схожие с производством в инкубаторе, когда исходный материал приводится к некоему среднему значению.

 Рекомендательный сервис поиска товаров и услуг